Кран - это запорное устройство, в котором подвижная деталь затвора имеет форму тела вращения с проходом для потока рабочей среды, и для его перекрытия вращается вокруг своей оси, перпендикулярной оси трубопровода. Любой кран имеет две основные детали - неподвижную (корпус) и вращающуюся (пробку).
В зависимости от геометрической формы уплотнительной поверхности затвора краны разделяются на три основных типа: конические, цилиндрические и шаровые (сферические).
В зависимости от характера движения пробки различают краны с вращением пробки без подъема и с подъемом (отжимом) пробки перед поворотом и последующим опусканием (прижимом) после поворота.
По наличию или отсутствию сужения прохода краны бывают полнопроходные и суженные.
По форме прохода краны могут быть с круглым, прямоугольным, трапецеидальным и овальным проходами.
По материалу корпуса или пробки краны бывают бронзовые, латунные, цинково-алюминиевые чугунные, стальные, титановые, пластмассовые, керамические, графитовые и др.
По материалу уплотнительных поверхностей краны бывают с металлическими, пластмассовыми, графитовыми и резиновыми седлами или гнездами.
По конструкции корпуса различают краны с разъемом параллельным, перпендикулярным или наклонным к оси трубопровода и с цельным корпусом (без разъема).
По типу управления и привода краны могут быть с ручным управлением, с гидравлическим, пневматическим или электрическим приводом.
По направлению потока и числу патрубков различают краны проходные, угловые, трехходовые, многоходовые.
Краны применяются как для газообразных , так и для жидких сред практически с любыми свойствами.
Запорные краны в основном используются на магистральных трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, а также в системах городского и коммунального хозяйства.
Достоинства кранов:
- малое время открытия и закрытия;
- низкое гидравлическое сопротивление;
- небольшая высота и строительная длина.
Недостатки кранов:
- большие крутящие моменты, необходимые для управления;
- необходимость применения (для некоторых разновидностей) неметаллических уплотнительных элементов.